Слейпнир

Теории

Джон Линдоу (John Lindow) предположил, что «связь Слейпнира с миром мертвых добавляет особую точность одному из кеннингов, в котором Слейпнир появляется как замена слова леер», ссылаясь на выражение «морской Слейпнир», использованное Ульвом Уггасоном в поэме Хусдрапа, которая описывает похороны Бальдра. Линдоу продолжает: «его (Úlfr Uggason) использование Слейпнира в кеннинге показывает, что роль Слейпнира в неудачном возрождении Бальдра была известна в то время в Исландии, это, безусловно, свидетельствует о том, что Слейпнир был активным героем в мифологии последних десятилетий язычества». Линдоу добавляет, что число ног Слейпнира (восемь) указывало на большую скорость или каким-то образом было связано с культовой деятельностью».

Хильда Эллис-Дэвидсон отмечает, что «восьминогий конь Одина является типичным конём для шамана» и что в путешествие шамана на небеса или в преисподнюю, шаман «обычно представляют сидящим на каких-то птицах или животных». По словам Дэвидсон, ездовое существо шамана может быть разным, но лошадь в этой роли встречается довольно часто в местах, где широко используются лошади, а то, что Слейпнир способен перевозить бога по воздуху, также характерно для коня шамана. Дэвидсон приводит пример из исследований Мирча Элиаде о восьминогом жеребёнке из истории о бурятском шамане. Дэвидсон говорит, что, хотя осуществлялись попытки связать Слейпнира с игрушечными лошадками на палке(hobby horses) и конями с числом ног, превышающим четыре, которых используют в карнавалах и шествиях, более удачным, вероятно, является сходство с носилками, на которых несут покойника во время похоронной процессии четыре носильщика; таким образом, в переносном смысле, покойника можно описать, как ездока на восьминогом коне. В качестве примера Дэвидсон приводит погребальные песни народа Гонды в Индии, записанные Верриером Элвином (Verrier Elwin), сформулировав следующее: «в нем упоминается Багри Маро (фр. Bagri Maro), лошадь с восемью ногами, и, как видно из песни, эта лошадь везет похоронные дроги мертвеца. Дэвидсон говорит, что песню пели, когда умирали известные жители деревни Мурия (англ. Muria), и приводит стих:

Дэвидсон добавляет, что из такой картины может естественным образом следовать
представление о коне Одина, как восьминогом, и что «это соответствует представлениям о Слейпнире, как о лошади, которая может переносить всадника на землю мертвых».

Улла Лоумэнд (Ulla Loumand) упоминает Слейпнира и летающую лошадь Хофварпнир («Цветистое копытце», лошадь богини Гна) как «яркие примеры» лошадей в скандинавской мифологии, которые могли быть «посредниками между небом и землёй, между Асгардом, Мидгардом и Утгардом и между миром смертных и подземным миром».

В энциклопедии индоевропейской культуры выдвигается предположение о том, что восемь ног Слейпнир — пережиток ассоциированных с конями богов-близнецов. Упоминание мифемы богов-близнецов найдено во многих индо-европейских культурах, и в конечном счёте она вытекает из праиндоевропейской религии. Энциклопедия утверждает, что « Слейпнир родился с двойным набором ног, тем самым представляя первоначальную пару коней. Как Фрейр и Ньёрд, Слейпнир отвечает за переправку мёртвых в потусторонний мир». В словаре проводятся параллели между рождением Слейпнира и мифами, исходно указывающими на богиню кельтов, родившую двух Божественных лошадей-близнецов. В содержание этих мифов входит история о нежелательном поклоннике, который тоже требовал для себя богиню, и об обольщении строителей.

Бог Один — символ

Самопожертвование для Высокого — это путь к познанию. Бог Один и руны связаны воедино в мифе о принесении Всеотца в жертву себя — самому себе же. 9 дней и ночей без воды и пищи провисел пригвожденный копьем. В состоянии перехода между жизнью и смертью владыка узрел в девяти веточках ясеня 24 закона мироздания — 24 священные руны и рухнул на землю – так родился Один-Шаман. Другие символы и атрибуты верховного бога:

  • Вороны Хугин и Мунин – «мысль» и «память» олицетворяют «дополнительные» глаза Одина. Каждый день птицы облетают миры и возвращаясь рассказывают что видели и слышали. Изображаются на плечах бога.
  • Волки Гери и Фреки – «жадный» и «прожорливый» — спутники Всеотца. Могут символизировать волчий культ существовавший в древние времена.
  • Гунгнир – копье, бьющее точно в цель. Сделано из ветки священного древа Иггдрасиль.
  • Скидбладнир – корабль из тонких дощечек, вмещающий в себя любое количество воинов, а при надобности, сложенный помещается в кармане. Самое быстроходное судно сделано искусными мастерами цвергами (сканд. гномы) Броком и Синдри.
  • Слейнир — восьминогий конь Одина, порождение бога Локи.
  • Среда – день недели посвящен Всеотцу.

Лошадь и характер

Люди, рожденные под этим знаком, всегда выглядят прекрасно. Они очень страстны и знают, как одеваться. Горды и благородны, ведут себя блестяще, но внешний вид часто бывает обманчив. На самом деле Лошадям не хватает хладнокровия. Часто живут под впечатлением чувств и эмоций. Общительны, любят природу, большое скопление людей, везде их считают душой компании. Очень коммуникабельны, обладают тонким чувством юмора и умеют нравиться

Они пользуются неизменной популярностью и способны привлекать к себе внимание. Лошади производят впечатление смелых людей, способных переносить любые трудности

Они самоуверенны и не знают колебаний.

Еще раз повторяем — это лишь внешняя оболочка. Потому что за этой внешностью скрываются боязливые, беспокойные и уязвимые люди. Они не переносят критику и даже малейшее замечание может их ранить. Презрение врага может уничтожить их уверенность. Эти люди нуждаются в похвалах и одобрениях, в противном случае попадают в зависимость от окружающих. Если Лошадь покинуть, это ее выбьет полностью из колеи. Если с ней не разговаривать, она теряет над собой контроль, потому что не выносит молчания.

Это очень непостоянные люди. Перемены настроения часто им вредят в общении. Это люди крайностей, которые бросаются из стороны в сторону. Их постоянно мучают сомнения, мысли, что они ни на что не годны, и им никто не может доказать противного. У Лошади должна быть уверенность, что она самая умная, только в этом случае она может стать жизнеспособной.

Эти люди нетерпеливы и активны. Они стремительно несутся к цели, но часто меняют направление, В их душе скрывается страх неудачи как в профессии, так и в личной жизни, Даже самые мелкие неурядицы они привыкли считать трагедией. Это максималисты, которые бросаются в бурлящий поток жизни с головой, и у них нет времени для сомнений. Для них промашка смерти подобна. В своих действиях они часто ищут забвения, чтобы не думать о преградах. Этот галоп стремится только вперед. Лошади чрезмерно прямолинейны и не привыкли кривить душой. Чтобы они ни делали, все — благородно и искренне. Но часто бывают нетерпимы, не стремятся войти в чужое положение, чем, обычно, и ранят окружающих.

Они любят все места, где -много людей, посещают много концертов, театров, собраний и. Состязаний. Часто бывают хорошими спортсменами. Беседы, забавны, исполнены симпатией, и, как правило, их все любят.

Лошади никогда не знают, как поступить, — следовать ли им своему воображению, действовать ли по минутной прихоти. Как правило, они не дают себе труда сильно задумываться. Это люди с горячей кровью и сумасшедшей головой. Они часто проявляют вспыльчивость, и из -за этого теряют друзей. Те, кто видели их вспышки гнева, просто меняют о них мнение. Нельзя сказать, что они бездарны, наверное, им просто не хватает глубины. Лошади не имеют таланта организатора, но, тем не менее, они очень сообразительны. Начиная говорить, сами не знают, чем закончат. Но интуитивно они завершают все именно так, как нужно, чем просто обезоруживают собеседника. Это можно назвать манипулированием и использованием окружающих, но Лошади поступают так без всякого злого умысла.

Они щедры и горячи, но в глубине души пессимисты, оттого им и нужна поддержка. Вопреки своей внешней уверенности не верят в себя, так как внутренне очень слабы. Лошади ищут равновесия в других. Одиночество для них невыносимо. Лошади,- прирожденные политики, и это поприще может принести им большое личное удовлетворение.

Конечно, Лошади — полные эгоисты. Они способны отстранить всякого, который станет на их пути, так как их притязания абсолютны. Редко интересуются чужими проблемами.

Лошади являют собой смесь эмоциональной зависимости с физической свободой. Могут обрести силу только в том случае, если сочетают свою потребность в общении с практической жилкой других. И все же они очень независимы и всегда предпочитают идти по собственному пути. Только так Лошадь может достичь успеха. И лучше всего, если они пораньше покинут родителей и начнут самостоятельную жизнь.

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

Откуда взялся Слейпнир?

Слейпнир-сын Локи и Свадильфари.

История начинается, когда великан из Йотунхейма прибыл в Асгард, чтобы предложить свои услуги по строительству защитной стены вокруг города. Его экстраординарные способности и сила позволили бы построить стену всего за 3 сезона, и за это он попросил богиню Фрею в качестве награды.

Боги скептически отнеслись к тому, что он мог это сделать, и сначала отказались от предложения гиганта. Тогда Локи, который в очередной раз что-то задумал, настоял, и они наконец согласились, но только при условии завершения работы в 1 сезон вместо 3 и без помощи людей.

Великан принял это условие и принялся за работу. Вопреки тому, что представляли себе боги, гигант очень быстро продвигался в строительстве стены, и с каждым днем он становился все ближе к цели завершения строительства стены за 1 сезон.

Его сопровождал большой и сильный конь, которого звали Свадильфари. На самом деле именно эта лошадь делала большую часть работы, и боги заметили это.

Опасаясь, что Фрейю придется отдавать в качестве награды, они решили, что необходимо действовать.

Однажды вечером Локи превратился в великолепную кобылу, чтобы отвлечь жеребца Свадильфари от его задачи и. Не найдя помощника, обманутый великан сошел с ума от ярости и в конце концов был убит богами.

Повторяющиеся взаимоотношения Локи (как кобылы) и Свадильфари породили восьминогого коня по имени Слейпнир.

Лошадь и профессии

Такие люди не выносят неудач и не могут заниматься рутинной работой. Лошади чувствуют себя свободными в независимых профессиях, не требующих строгого распорядка. Лошадей нельзя назвать хорошими исполнителями. Скорее, они склонны к изобретательству и производству новых идей. Дисциплина существует не для них. . В узких рамках они моментально теряют инициативу, начинают ждать лучших времен, становятся очень беспокойными и тревожными.

Лошади — настоящие предприниматели, которые быстро поднимаются из руин, но доработку деталей оставляют другим. Лошади любят движение, поездки и поэтому легко приспосабливаются к профессиям, связанным с разъездами. Как ни странно, это очень полезно для них, и приводит к гармонии в семье и браке, потому -что работа заставляет мечтать об отдыхе в кругу семьи и друзей.

Как и в любви, они стихийны, быстро увлекаются новыми идеями и бросают вызов обществу. На все они смотрят глазами человека, ищущего приключений, но, как ни странно, Лошади только, в этом состоянии могут преуспеть. При непредвиденных срывах они могут поскользнуться, в таком случае им понадобится утешение и поддержка близких. Тогда они обретут веру в будущее.

Лошади честолюбивы и умеют добиться желаемого. Они будут бомбить своих коллег до тех пор, пока полностью не убедят своими доводами. В своей жизни Лошади пытаются добиться всего, поэтому они привыкли расточать свое обаяние и пускать пыль в глаза. Но им не так везет, как Змее и Дракону, и успехи к ним приходят обычно с большим трудом.

Хотя эти эгоисты работают только для себя и ради собственного успеха, плодами их труда пользуются и другие, потому что все, что делают Лошади, сделано очень хорошо. Лошади — большие труженики и знают, как заработать деньги и куда их вложить. К сожалению, их настроение слишком переменчиво, они быстро теряют интерес к уже начатому, даже если от этого зависит служебное продвижение. Они начнут все сначала с той же решимостью и снова добьются успеха. Они могут преуспеть в любой специальности, которая не требует одиночества и долгих размышлений. Они любят окружать себя людьми, которые их бы одобряли и поддерживали.

Чаще веет их можно увидеть в роли техников, мастеров, химиков, физиков, биологов. Из них получаются и хорошие терапевты, архитекторы, финансисты, дипломаты, художники. Также они прекрасные спортсмены, тренеры, исследователи, профсоюзные деятели, лекторы.

Как выглядит Слейпнир?

Слейпнир — является огромным и сильным конем. Его шерсть серая, как грозовое небо, в то время как хвост и грива отражают более темный серый цвет. Легенда гласит, что руны были выгравированы на зубах Слейпнира.

У Слейпнира 8 ног, фактически каждая нога удваивается. Некоторые изображения показывают его с расщеплением от бедер и плеч, как две ноги, как отдельные, так и соединенные вместе.

В то время, как в других представлениях нога отделяется только от колена. В нашей современной культуре образ Слейпнира много раз использовался в видеоиграх, таких как “Final Fantasy”, “Ragnarok” или различных карточных играх.

Источники

  • Тацит. Сочинения в двух томах. Л., 1969.
  • Иордан. О происхождении и деяниях готов. Пер. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.
  • Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Библиотека всемирной литературы. М., 1975.
  • Исландские саги. Ирландский эпос. Библиотека всемирной литературы. М., 1972.
  • Исландские саги. Пер. с древнеисландского языка, общая редакция и комментарии А. В. Циммерлинга. М., 2000
  • Старшая Эдда. Под ред. М. И. Стеблин-Каменского. М.-Л., 1963.
  • Младшая Эдда. Изд. подготовили О. А. Смирницкая и М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1970.
  • Саксон Грамматик. Деяния данов: В 2 тт. I—XVI книги / Пер. с лат. А. С. Досаева. — М.: Русская панорама; СПСЛ, 2017. — 1224 с. — Серия «Mediaevalia: средневековые литературные памятники». — ISBN 978-5-93165-369-3.
  • Песнь о Нибелунгах. Литературные памятники. Л., 1972.
  • Поэзия скальдов. Изд. подготовили С. В. Петров и М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1979.
  • Исландские саги. Под. ред. М. И. Стеблин-Каменского. М., 1956.
  • Древнеисландская песнь о Солнце. Пер. М. В. Раевского // Атлантика. Записки по исторической поэтике. Вып.3. М., 1997.
  • Корни Иггдрасиля. Эдда. Саги. Скальды. Приложения. Составитель О. А. Смирницкая. М., 1997.
  • Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980.
  • Сага о Вёлсунгах. Перевод, примечания и предисловие Б. И. Ярхо. М.-Л., 1934.
  • Сага о Греттире. Пер. О. А. Смирницкой. М., 1976.
  • Скандинавская баллада. Л., 1978.

Литература

  • Ф. А. Браун. Северная мифология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXII. — С. 248—250.
  • Гуревич А.Я История и сага. — М., 1972.
  • Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. — М., 1979.
  • Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. — М., 1996.
  • Скандинавская мифология: Энциклопедия. — М: Эксмо, 2004. — 592 с. — ISBN 5-699-05245-3.
  • Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. — М., 2005.
  • Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. — М. : АСТ : Астрель, 2011. — 463 с.
  • Петрухин В. Я. Мифы викингов. — Абрис, 2018 — 256 с.
  • Грёнбек Вильгельм. Эпоха викингов. Мир богов и мир людей в мифах северных германцев. — М: ЗАО «Центрполиграф», 2019. — 608 с. — ISBN 978-5-9524-5389-0.

Как выглядит Слейпнир?

Слейпнир — является огромным и сильным конем. Его шерсть серая, как грозовое небо, в то время как хвост и грива отражают более темный серый цвет. Легенда гласит, что руны были выгравированы на зубах Слейпнира.

У Слейпнира 8 ног, фактически каждая нога удваивается. Некоторые изображения показывают его с расщеплением от бедер и плеч, как две ноги, как отдельные, так и соединенные вместе.

В то время, как в других представлениях нога отделяется только от колена. В нашей современной культуре образ Слейпнира много раз использовался в видеоиграх, таких как “Final Fantasy”, “Ragnarok” или различных карточных играх.

В культуре

Камень Тьенвиде (англ. Tjängvide image stone)

Камень Ардре VIII (англ. Ardre image stones)

Фрагмент северной рельефной плиты (Тёнгельгордский камень, расположен в Тёнгельгорде, приходе Лэрбру (англ. Lärbro), Готланд, Швеция); на коне, возможно, изображён Один на Слейпнире и два валькнута (англ. Valknut) (узлы в форме трилистника)

Брактеат (DR 42) c острова Фюн, Дания. Брактеат имеет на себе руническую надпись; согласно информации об этом экспонате в Национальном музее Дании, надписи на понятном языке сливаются с непереводимыми и содержат слово «Высокий» (Один), и слово «АЛУ» (англ. Alu (runic))

Иллюстрация из Исландии, 18ый век; изображен Хермод, скачущий в Хельхейм просить возвращения Бальдра

Слейпнир изображён на двух картинных камнях с острова Готланд (8-й век), а также на камне Тьенвиде (англ. Tjängvide image stone) и камне Ардре VIII (англ. Ardre image stones) (8-й — 11-й век).

Слейпнир с Одином изображены на деревянном рельефе «Odin på Sleipnir» Дагфина Веренскольда (Dagfin Werenskiold) (1945—1950) снаружи городской ратуши Осло, Норвегия.

Статуя, изображающая Слейпнира (1998), стоит в Веднсбери (Англия), городе, который берет своё название от англо-саксонской версии Один, Ведн (Wōden).

У Редьярда Киплинга есть небольшой рассказ, первоначально названный «Слейпнир», позже переименованный «Туринда» (Thurinda)(1888), в котором описывалась лошадь по имени Слейпнир.

Слейпнир был и остаётся популярным названием для судов в Северной Европе.

Изображение Слейпнира используется в современных гербах:

В его честь названа борозда Слейпнира на Плутоне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector