Чёрная белка

Внешность

Антропологически телеуты относятся к монголоидной расе, центрально-азиатскому типу, характеризующемуся смешением признаков различных групп монголов. Наряду с типичными монголоидными признаками, народ имеет более европеизированную внешность, по сравнению с другими народами азиатской ветви. В начале XVII столетия в русских источниках упоминаются белые и черные калмыки: черными называли соседних ойратов, белыми — телеутов за более светлый оттенок кожи.

К характерным особенностям внешности народа относят:

  • светлую пигментацию кожи;
  • средний рост;
  • крепкое телосложение;
  • широкое высокое лицо;
  • высокое переносье;
  • слабо выступающий нос;
  • эпикантус;
  • темные волосы и глаза;
  • слабую растительность на лице и теле.

Интерес представляет традиционная телеутская прическа. Мужчины брили головы наголо, оставляя прядь волос на темени, заплетавшуюся в косу. Девушки носили 3 косы и более, декорированные каури и накосниками: число кос обязательно было нечетным. Замужние носили две косы: во время свадебного ритуала невесте меняли прическу, прятали волосы под костюм. Традиционно женщины покрывали голову конической шапкой с кисточкой, по низу отороченной мехом горностая или соболя.

Пища

Питаются черные белки  в зависимости от географического местоположения. Пища черных белок включает почки деревьев, насекомых, клубни, луковицы, корни, яйца птицы, семена сосен и весенних плодоносящих деревьев и грибов. Чёрные белки едят сельскохозяйственные зерновые культуры, такие как зерно, соя, овес, пшеница и фрукты.

В Иллинойсе черные белки живут большей частью на ореховых деревьях с августа по сентябрь. Орехи-пеканы, черные орехи, фрукты и зерно – главные продукты белок. В начале весны почки вяза и семена — самая лучшая еда. В мае и июне большей частью чёрные белки используют в пищу ягоды шелковицы. В начале лета становится основной едой молодое зерно.

Весной черные белки питаются почками вяза, клена и дубов, а также молодыми личинками насекомых.

Черные белки в Огайо предпочитают грецкие орехи, желуди, зерно и черные орехи. Черные белки едят конские каштаны, семена и почки клена и вяза, лесных орехов, ежевику и кору деревьев. В марте они питаются, главным образом, почками и семенами вяза, клена и ивы. Есть особые предпочтений в пище: желуди белого, черного дуба, грецкие орехи и зерно.

В Калифорнии черные белки питаются английскими грецкими орехами, апельсинами, авокадо, земляникой и помидорами. В середине зимы питаются семенами эвкалипта.

В Мичигане черные белки питаются множеством продуктов в течение года. Весенние продукты — главным образом, почки дерева и цветы, насекомые, яйца птицы и семена красного клена, серебристый клен и вязы. Летние рацион включает множество ягод, сливу и вишню, плоды американской липы, клена, желуди черного дуба, грецкий орех, зерно, насекомых и незрелое зерно. Продукты падения состоят, главным образом, из желудей, грецких, буковых, серых и лесных орехов.

Тайники желудей и орехов  большей частью используются зимой.

Одежда

Традиционная женская повседневная одежда — шаровары и туникообразное платье кунек с клинообразными вставками. Наряд отличался широкими рукавами, сужающимися к запястью, невысоким воротником-стойкой с декоративной отделкой, поясом из искусно выделанной ткани. Наряд имел сакральное значение: призван был защищать девушку от злых духов, сохранять и усиливать способность к деторождению. Элементы, открывающие непокрытую кожу — ворот, кромки рукавов, низ платья — с изнанки обшивали красной тканью. Красные оттенки связывались с благодатью, ассоциировались со способностью к деторождению, с началом новой жизни.

Свадебный наряд шили полностью из красной материи, «опасные» зоны с изнанки обшивали синими лентами, символизировавшими верхнее небо, населенное верховными богами. Синей была и кисть на традиционной шапке для торжеств, называвшейся киш порук. Сакральное значение имели серебро, золото, ткани схожих оттенков. Телеуты верили, что богиня-мать, покровительница женщин Маг-ана для защиты детей использует золотой лук, красоту ей придают серебряные волосы. Верховный бог Бай Ульген, по поверьям народа, обитал на вершине золотой горы, восседая на золотом троне в золотом дворце. Воротник женского платья расшивали серебряными и золотыми нитями, украшали металлическими бляшками ацча (также акча). Наряды украшали нагрудниками, скроенными из двух соединенных частей, символизировавших женское и мужское начало. Нагрудники делали из бересты, обшивали тканью, декорировали бисером, монетами, вышивкой. Широко использовали серебряные серьги, браслеты, накосники с ракушками каури. Считалось, что каури защищают от дурного сглаза, их также клали в колыбель к младенцам.

Религия

У телеутов существовала сложная модель мира, делившегося на 5 «земель»:

  1. Реальная земля, где обитали люди и пайна — духи земного пути. К ним относились хозяева рек, тайги, гор, покровители животных, промысловых культов.
  2. Земной путь, представлявшийся в виде широкого кольца над реальной землей.
  3. Земли истины, состоявшие из двух миров. Проникали в земли истины лишь шаманы.
  4. Нижний мир, населенный злыми духами кара-неме.
  5. Верхний мир, разделенный на 16 сфер, где жили боги-творцы. Верховный бог Бай Ульген, часто представлявшийся в женском образе матери всего сущего, обитал в верхней сфере.

Важную роль в жизни телеутов играли шаманы, дар которым передавался по наследству. Традиционные атрибуты шаманов — колотушка, шапка с перьями птиц, шаманский бубен: прикасаться к последнему простые люди не смели.

Общие моления и обряды проходили в священных местах. Одно из них находилось в Шанде на горе Шаанту: считалось, здесь обитают духи предков. Гору называют Звенящей из-за поверья: встав в одну из впадин и загадав желание, можно услышать необычный звон. Он означает, что желание услышано богами и будет исполнено. Услышанный вместо звона гром считался дурным знаком, предупреждающим о бедах.

С приходом христианства многие традиционные обрядовые праздники слились с православными. Один из них — весенний праздник «Сомо», выпадающий на Троицу. Согласно древним верованиям, наиболее почитаемым богам молились вместе с шаманом в березовой роще. После праздника каждая семья приносила к своей изгороди молодую березку, символизировавшую одного из богов: идолов называли сомо. Березы освящал камланием шаман, после к идолам привязывали красные и белые ленты: традиция сохраняется поныне.

Жизнь

По роду преобладающих традиционных занятий телеуты делились на две группы:

  1. Горно-степные полу-кочевые скотоводы.
  2. Пешие таежные, степные охотники.

Скотоводы разводили баранов, крупный рогатый скот, в подсобных хозяйствах держали коз, свиней, особую роль отводили коневодству. Каждый род имел собственное тавро, количеством голов стада определялось социальное положение. Телеуты славились как искусные наездники, знали более десяти способов стреноживания, объезжали диких и непокорных лошадей.

Охота составляла основу повседневного рациона в периоды между забоем скота. Добытые шкуры пушных зверей использовались в торговле, для выплаты ясака. Охотились на волков, медведей, косуль, лосей, рысей, горностаев, колонков, соболей, маралов, ласок, диких коз

Важное место занимал промысел дичи, мелких животных: зайцев, барсуков, кротов, хорьков, сусликов, куропаток, тетеревов, уток, глухарей, рябчиков, перепелок. Подсобную роль играли собирательство, рыболовство

Собирали луковицы сараны, ягоды, орехи, черемшу. Рыбу ловили в реках сетями, острогами, неводами, удочками. С приходом и усилением влияния русских переняли основы земледелия, огородничества, пасечного пчеловодства. Традиционные ремесла делились на мужские и женские. К числу первых относились обработка дерева, кож, металлов. Телеуты славились искусством плетения из кожаных ремешков арканов, плеток, предметов конской сбруи. Особо в народе почитались кузнецы: как покровители огня и металла фигурировали в мифологии, пользовались уважением соплеменников. Традиционные занятия женщин — пошив одежды, вышивка, создание украшений, мозаичных покрывал, тканей, войлока, шнуров из шелковых, шерстяных нитей.

Размножение

Количество помета у белки будет зависеть от места обитания, чаще всего они приносят потомство один или два раза в год, но в южных регионах может быть и три раза. Между каждым выводком имеется основной интервал, который не превышает 13 недель. Период размножения будет зависеть от многих факторов:

  • климата;
  • урожая;
  • численности популяции.

Стандартно время гона припадает на январь-март и может длиться до августа. В это время около самки могут наблюдаться до 6 самцов, из которых она делает выбор в пользу одного. Самцы между собой ведут себя агрессивно с целью устранения конкурента. Они могут громко урчать, бить лапами об ветки деревьев или гонять друг дружку. После осуществления выбора семья начинает строить гнездо для будущего потомства.

Беременность самки длиться до 38 дней, один помет может насчитывать от 3-х до 10 малышей. Бельчата появляются на свет слепыми и без шерсти, которой они обрастают на вторую неделю жизни. Малыши смогут видеть только через месяц, после чего они начинают выбираться из дупла для игр. Самки в течение 50 дней выкармливают бельчат своим молоком. Выводок покидает гнездо на 10 неделе. Свое потомство животные смогут завести в 9 или 12 месяцев.

Жилище

Традиционное телеутское жилище представляло конической формы чум, утепленный дерном, обмазанный глиной, сверху покрытый шкурами животных. Кочевники-скотоводы со временем переняли традиционную монгольскую юрту. На зиму строили полуземлянки с двускатной крышей, позже в обиход вошли четырех-, пятистенные деревянные дома. Жилище делилось на две части: справа располагалась женская часть, слева — мужская. В соответствии с делением размещалось имущество: на мужской половине хранилось оружие, кожа, орудия труда, на женской — домашний скарб, ткани, предметы рукоделия, продовольственные запасы. Здесь же устанавливали детскую люльку, изготавливаемую из черемухового дерева, срубленного в новолуние.

В центре жилища располагался очаг, предназначавшийся для обогрева, имевший сакральное значение, связанное с верованием в духов-покровителей огня. За очагом размещалась специальная подставка дьаныртык. Сверху ставили кайырчак — деревянный ящик, декорированный искусной резьбой. В кайырчаке хранили семейных идолов — хранителей рода в виде деревянных куколок. Телеуты верили в силу энергии: доверяли вырезать лица куклам лишь шаману. Идолов берегли, раз в год устраивали кормления, передавали хранителей из поколения в поколение.

История

Название и история телеутов идет от этнонима «теле», связанного с древним сибирским народом динлинов, ведущим происхождение от хуннов. Первые упоминания теле относятся к началу новой эры: народ взаимодействовал с китайскими, ираноязычными, тюркскими племенами. В XIII столетии попал под влияние монголов, после вошел в состав Ойратского ханства.

К XVII веку сложилась так называемая Телеутская землица в юго-западных районах Сибири, которую контролировал кочевой телеутский народ. На протяжении столетия регион выступал в качестве буферной зоны между Российский государством и Джунгарским ханством. Телеутская феодальная верхушка умудрялась лавировать между сильными соседями, отстаивая собственные интересы. Народ продолжал вести традиционный образ жизни, усиливал влияние за счет захвата соседских племен, члены которых становились рабами. Распад Джунгарского ханства положил конец Телеутской землице: народ рассеялся, откочевав в Джунгарию и регионы сегодняшнего расселения.

Еда

Основу рациона телеутов составляла мясо-молочная пища, преимущественно баранина, конина, дичь. Национальное повседневное блюдо — тутмаш: сваренные с овощами в насыщенном бараньем бульоне куски теста. В пищу использовали все части животных: делали кровяные колбасы, начиняли очищенные кишки субпродуктами с резаным луком, чесноком, специями. Из бараньего и конского молока готовили сыр, сметану, варенец, айран, молочную водку аракы.С XVI столетия распространение получили модернизированные пельмени. В отличие от традиционных русских, телеутские пельмени лепили в форме полумесяца. Размер изделия в разы больше, сродни небольшому чебуреку. Ежегодно кемеровские телеуты отмечают праздник «Пельменек». В этот день стряпают национальные пельмени с начинкой из конины, баранины, картофеля с салом, ходят друг к другу в гости, поют национальные песни, устраивают народные гулянья.

Внешний вид.

Длина тела белки составляет 45 — 70 см, длина хвоста – 20 — 33 см, и вес от 500 до 1,000 граммов. В окраске есть три географических отличия: в большинстве областей животные от коричнево-серого к коричнево-желтому, в то время как в восточных регионах, таких как Аппалачи, там более распространены темно-коричневые и черные белки с белыми полосами на голове и хвосте.

На юге встречаются группы с однотонными черными мехами.

Чтобы лучше лазить по деревьям, у чёрных белок есть острые когти, развитые разгибающие и сгибающие мышцы предплечий, мускулатура брюшной полости. У черных белок превосходное зрение и хорошо развитый слух и обоняние. Они используют особые ароматы, чтобы общаться с другими черными белками.

Черные белки дневные обитатели, не привязаны к месту и проводят больше своего времени на земле, в отличие от большинство других белок, предпочитающих деревья. Однако, они проворные альпинисты. Они строят два типа домов, названных «беличьими гнездами», в зависимости от сезона. Летние беличьи гнезда часто большие, это – платформы веток высоко на деревьях, в то время как зимнее логово – дупло в стволе дерева. Смена жилья у чёрной белки наблюдается на протяжении 30 лет, что весьма распространено среди родительских пар.

Чёрные белки общительны и игривы, часто преследуют друг друга вверх и вниз по деревьям и через дворы и проталины. У них большой язык общения, состоящий, прежде всего, из набора кудахтанья и различных сдавленных звуков, чем они мало отличаются от некоторых птиц. Чёрные белки предупреждают о приближающейся угрозе криками бедствия. Весной и осенью группы черных белок своим кудахтаньем и сдавленными звуками могут создавать небольшой шум. Они также высоко хныкают во время спаривания. Угрожая другой черной белке, они стоят вертикально, с хвостом по спине и щелкают им.

Чёрные белки — прекрасные прыгуны, легко преодолевают 4,5 м в прыжке по горизонтали, а также 6 и больше метров в свободном падении, мягко приземляясь на конечности или ствол.

Брачный период самок – середина декабря или начало января, а также июнь. Обычно чёрные белки производят два помёта в год, однако, исключая годовалых белок. Самки становятся дееспособными в 10 — 11 месяцев и обычно производят первый помёт, когда им год.

Беременность протекает в течение 44 — 45 дней. Самый ранний помёт появляется в конце января; большинство рождений происходит в середине марта и июле. Средний размер помёта – три детёныша. Но количество детёнышей может меняться в зависимости от условий питания и сезона.

При рождении чёрная белка слепая, без меха и беспомощная. Глаза открываются в 4 — 5 недель, а уши в 6 недель. Черных белок отнимают от груди между 8 и 10 неделями, но могут питаться грудным молоком до 12 недель. Примерно через 3 месяца они становятся самостоятельными, а через год достигают половой зрелости. Подростки обычно начинают самостоятельную жизнь в сентябре или октябре, но могут зимовать в дупле вместе с матерью в течение первой зимы.

В неволе черные белки живут до 18 лет, но в дикой местности большинство умирает прежде, чем станет взрослыми. Максимальная продолжительность жизни — 12.6 лет для самок и 8.6 лет для самцов. Из-за браконьерства и вырубки старых лесов подвергаются опасности много подвидов черной белки (черная белка Delmarva, например). Другая главная причина снижения популяции черных белок — чесоточный зудень (SP Cnemidoptes), наряду с суровыми зимами.

Относительно немного хищников могут представлять опасность для взрослых черных белок. К врагам чёрных белок, наряду с человеком (охота), принадлежат: рыси, лисы, ястребы, филины, неясыти и собаки. Детёнышам и молодым черным белкам очень страшны еноты, опоссумы, крысы и сосновые змеи.

В тех государствах, где черные белки не защищены, их считают дичью. На черных белок охотятся больше для трофея, чем для еды.

Перевод с английского и редактирование текста Е.Гаврилов

В заключение

Белка обыкновенная – это довольно резвый и быстрый зверек. Зачастую непоседливым детям говорят, что они крутятся, как белка в колесе. Не каждый знает, что существует много разновидностей белки обыкновенной, которые распространены по всей территории нашей страны. Если раньше белок можно было встретить в селах, то теперь они неплохо себя чувствуют в городских парках, где они запросто берут еду из рук человека. Что касается лесных белок, то они вряд ли подпустят человека на близкое расстояние. Некоторые семьи держат у себя дома белок в качестве домашнего питомца, поскольку это интересный и довольно подвижный зверек. Для его содержания необходимо приобрести специальную клетку с колесом, чтобы белка могла активно проводить время. С кормом никаких проблем не будет, поскольку она ест буквально все, но очень любит орехи и семена хвойных пород деревьев. При этом нужно следить за тем, чтобы белка не сбежала. Если это случится, то после побега ее вряд ли удастся вернуть.

В последнее время от жизнедеятельности человека страдают многие лесные звери, поэтому совсем неудивительно, что это коснулось и белок. Человек активно уничтожает леса, которые являются природным домом для многих живых существ.

Жизнь белок


Watch this video on YouTube

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector