Парусник

Устройство косого и прямого паруса, бизани

Прямые паруса имеют четырехугольную — прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнута к верху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля.

Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2-3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края — боковыми шкаторинами и нижний край — нижней шкаториной, или «подошвой»

Верхние углы паруса называют ноковыми, нижние — шкотовыми. Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если — наискосок, то — боутами. Шкотовые и ноковые углы и ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифам называют горизонтальный ряд завязок — риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившейся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой прием взятия рифов сохранился и до наших дней.

Стаксели  Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag — штаг, segel — парус).  Кливера. Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.

Детали косого паруса: 1 — полотнище; 2 — подшивка; 3 — ликтрос; 4 — боуты; 5 — передняя шкаторина; 6 — задняя шкаторина; 7 — нижняя шкаторина; 8 — галсовый угол; 9 — ноковый угол; 10 — шкотовый угол; 11 — люверсы для крепления раксов; 12 — кренгельсы;

Бегучий такелаж косых парусов

Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.  Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж парусов: Фалы, Ниралы, Шкоты, Галсы, Гордени, Гитовы

Шкот (нидерл. schoot) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.

Гордень (нидерл. gording) — снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке. В зависимости от своего местонахождения гордени получают дополнительные наименования (бык-гордень для нижней шкаторины паруса, нок-гордень — для боковой. Гордень подъёмный — простейшее подъёмное приспособление, состоящее из неподвижного одношкивного блока, привязанного к какому-нибудь предмету, например, марсу или рею и пропущенного через него троса, шкентеля. Даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Тонкий гордень называют гордешок

Бегучий такелаж косых парусов барка Крузенштерн // Источник http://kruzenshtern.com/barque/

Фок-мачта: 1 — фор-стень-стаксель; 2 — кливер; 3 — мидель-кливер (средний кливер); 4 — бом-кливер; 5 — кливер-топсель; 17 — шкоты фор-стень-стакселя; 18 — шкоты кливера; 19 — шкоты мидель-кливера; 20 — шкоты бом-кливера; 21 — шкоты кливер-топселя; 22 — нирал фор-стень-стакселя; 23 — нирал кливера; 24 — нирал мидель-кливера; 25 — нирал бом-кливера; 26 — галс бом-кливера; 35 — фал бом-кливера; 36 — фал кливер-топселя;

1-я грот-мачта: 6 — грот-стень-стаксель I; 7 — грот-брам-стень-стаксель I; 8 — грот-бом-брам-стень-стаксель I; 37 — шкоты стень-стакселя; 38 — шкоты брам-стень-стакселя; 39 — шкоты бом-брам-стень-стакселя; 40 — нирал стень-стакселя; 44 — галс брам-стень-стакселя; 45 — галс бом-брам-стень-стакселя; 46 — фал стень-стакселя; 47 — фал брам-стень-стакселя; 48 — фал бом-брам-стень-стакселя;

2-я грот-мачта: 9 — грот-стень-стаксель II; 10 — грот-брам-стень-стаксель II; 11 — грот-бом-брам-стень-стаксель II; 49 — шкоты стень-стакселя; 50 — шкоты брам-стень-стакселя; 51 — шкоты бом-брам-стень-стакселя; 52 — нирал стень- стакселя; 53 — нирал брам-стень-стакселя; 54 — нирал бом-брам-стень-стакселя; 55 — галс стень-стакселя; 56 — галс брам-стень-стакселя; 57 — галс бом-брам-стень- стакселя; 58 — фал стень-стакселя; 59 — фал брам-стень-стакселя; 60 — фал бом-брам-стень-стакселя.

Бизань-мачта: 12 — апсель; 13 — крюйс-стень-стаксель; 14 — нижний бизань-трисель; 15 — верхний бизань-трисель; 16 — гаф-топсель; 61 — шкоты апселя; 62 — шкоты крюйс-стень-стакселя; 63 — нирал апселя; 64 — нирал крюйс-стень-стакселя; 65 — галс апселя; 66 — галс крюйс-стень-стакселя; 63 — нирал апселя, 64 — нирал крюйс-стень-стакселя; 65 — галс апселя; 66 — галс крюйс-стень-стакселя; 67 — фал апселя; 65 — шкот нижнего бизань-триселя; 69 — контр-шкот нижнего бизань- триселя; 70, 71 — гитовы нижнего бизань-триселя; 72 — фал нижнего бизань-трисепя; 73 — нирал нижнего бизань-триселя; 74 — шкот верхнего бизань-триселя; 75 — контршкот верхнего бизань-триселя; 76 — гитовы верхнего бизань-триселя; 77 — фал верхнего бизань-триселя; 78 — нирал верхнего бизань-триселя; 79 — галс гаф-топселя, 80 — шкот гаф-топселя; 81 — контршкот гаф-топселя; 82 — фал крюйс-стень-стакселя; 83 — нирал гаф-топселя; 84 — фал гаф-топселя.

В чем уникальность рыбы-паруса?

По мнению ученых-ихтиологов, спинной плавник, благодаря которому парусники получили свое название, нужен для охлаждения перегретой крови при быстром движении. Расправив парус, хищник иногда выпрыгивает из воды. Считается, что в это время множество капилляров, пронизывающих мягкие ткани плавника, работают, как автомобильный радиатор, быстро охлаждая кровь на воздухе.

Чтобы большой плавник не мешал при разгоне, парусник складывает его в специальную борозду, проходящую по спине. Работая сильным хвостом, рыба двигается в 3 раза быстрее белой акулы при броске. Рыба-парусник, скорость которой иногда превышает 100 км/ч, считается рекордсменом среди морских обитателей. При движении мечеобразный вырост обеспечивает эффект кавитации, или холодного кипения. Мельчайшие воздушные пузырьки создают прослойку между кожей и водой, снижая трение и помогая увеличению скорости.

Рыба имеет промысловое значение и добывается вместе с тунцом. Существуют и способы любительской ловли: на спиннинг с наживкой из блестящих и ярких приманок или на живца (небольшую скумбрию). Среди спортсменов-рыболовов проводятся соревнования, после которых пойманные и измеренные экземпляры выпускают на волю. Такие соревнования проводят в Гаване, Флориде, Австралии. В Панаме и Коста-Рике ловля рыбы парусник запрещена. Размеры молодняка могут достигать 2 м в длину, а взрослые особи вырастают до 3,5 м.

Устройство судов и кораблей и их архитектурно-конструктивные типы

В разговорной речи понятия «судно и корабль» употребляются как синонимы, но в соответствии с морской терминологией кораблями называют только военные плавсредства, а гражданские — правильно называть судами. Этой терминологии следует придерживаться при категоризации статьи (гражданское судно или военный корабль).

В военно-морском флоте все вооруженные суда, включая подводные лодки и малые ракетные катера, называются кораблями.

Типы плавсредств, которые могут относиться как к военным кораблям, так и к гражданским суднам, следует заносить непосредственно в категорию «Типы судов и кораблей».

Рекомендуется к прочтению: Общие сведения о средствах управления судами

Судно представляет собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для морских, озерных или речных перевозок. Для обеспечения безопасности плавания судно должно обладать прочностью, не изменяющейся в процессе эксплуатации. Однако постоянный контакт с водой различной солености, влияние кислорода воздуха, соприкосновение с перевозимыми грузами, многие из которых представляют собой агрессивные среды, являются причинами возникновения и быстрого развития коррозионных процессов, ослабляющих прочность судна.

Этому способствует также наличие труднодоступных мест, где затруднительно своевременно обнаружить и устранить коррозию. Поэтому при постройке, эксплуатации и ремонте судов необходимо принимать меры для их защиты от коррозии и обрастания. К таким мерам, в первую очередь, относится своевременная окраска, правильное использование которой возможно только при хорошем знакомстве с судном и его устройством. Следует учитывать, что суда, предназначенные для путешествий, должны иметь привлекательный вид, обеспечиваемый применением высококачественных лакокрасочных материалов и правильным их использованием.

В эпоху парусного флота кораблем называлось любое мореходное судно за исключением маломерных. Чаще всего, однако, под кораблем понимали трехмачтовое судно, т. е. имеющее прямые паруса на всех трех мачтах, а сейчас — любое многомачтовое парусное судно с прямыми парусами. Отдельные типы кораблей сильно различались как по архитектуре, вооружению, так и по назначению (рис. 1.1).

В настоящее время существует множество различных типов судов, что вызвано разнообразием перевозимых грузов и эксплуатационными требованиями.

Рис. 1.1 Архитектурно-конструкционные типы судов: а — одноостровное с баком; б — одноостровное с ютом; в — одноостровное с удлиненным баком; г — одноостровное с удлиненным ютом; д — двухостровное; е — двухостровное с удлиненным баком; ж — двухостровное с удлиненным ютом; з — трехостровное; и — со сплошной надстройкой; к — гладкопалубное; л — квартердечное

Архитектурный тип судна определяется формой корпуса, количеством и расположением надстроек и рубок, палуб, дымовых труб и др. Внешний вид судна зависит от его основного назначения, так как на архитектуру судна влияют элементы, обеспечивающие скорость погрузочно-разгрузочных операций. В зависимости от числа и расположения надстроек различают следующие архитектурно-конструктивные типы:

  • одноостровные суда, имеющие одну надстройку: бак или ют (рис. 1.1, а, б). Удлиненный бак характерен для судов (рис. 1, в), работающих в тяжелых морских условиях (ледоколы, морские буксиры, спасатели). Промысловые суда, у которых оборудование расположено в носовой части корпуса, имеют удлиненный ют (рис. 1.1, г);
  • двухостровные суда, имеющие обычно две надстройки: удлиненный бак или удлиненный ют (рис. 1.1, д, ж). Это, как правило, суда для перевозки жидких или сыпучих грузов разного назначения;
  • трехостровные суда, имеющие носовую, кормовую и среднюю надстройки (рис. 1.1, з). Обычно такой вид имеют сухогрузные суда;
  • суда со сплошной надстройкой по длине, обычно относящиеся к числу двухпалубных; используются для перевозки легких грузов большого объема или размещения в них обрабатывающих заводов (рис. 1.1, и);
  • гладкопалубные суда без надстроек (рис. 1.1, к), имеющие на верхней палубе только рубки. Такая архитектура характерна для ледокольных судов;
  • квартердечные суда (рис. 1.1, л), имеющие квартердек, т. е. местный подъем верхней палубы на 0,8-1,2 м в кормовой части. К их числу относятся промысловые суда, работающие в очень тяжелых морских условиях.

История

Древний мир

Впервые парусные суда появились в Китае и Древнем Египте (см. солнечные ладьи). Не существует единого мнения, кто создал парусный корабль раньше.

Современный парусный флот

На настоящее время (2010-е) в составе учебного флота мира осталось в строю около 200 парусных судов. Из них 50 — крупные суда классической оснастки конца XIX — начала XX веков. Кроме того, насчитывается порядка 30 тыс. единиц спортивных парусных судов.

СССР/Россия
Название Год (спущен) Парусное вооружение Владелец Курсантов
Седов
1921
барк

КГТУ (БГАРФ)
170
Крузенштерн
1926
барк

КГТУ (БГАРФ)
120
Триумф
1987
бриг
Мир
1987
корабль
ГМА
96
Херсонес
1988
корабль
ФГУП «Росморпорт»
110
Паллада
1989
корабль
ДГТРУ
144
Юный балтиец
1989
шхуна
Морской технический колледж Санкт-Петербурга
32
Надежда
1991
корабль
МГУ Невельского
143
Штандарт
1999
корабль
НП «Проект „Штандарт“»
Гото Предестинация
2014
корабль

Причём два судна — Штандарт и Гото Предестинация являются боевыми и несут на себе стационарное вооружение в виде пушек.

Зарубежные учебные суда
  • Либертад — аргентинское учебное парусное судно (1962)
  • Götheborg — шведское судно-реплика (2003), самый большой (на 2013) действующий деревянный парусник в мире
Круизные суда

Royal Clipper; Star Clipper; Star Flyer (серия однотипных судов)

См. также: Судно-реплика

Гонки парусных судов

The Tall Ships Races

парусник II[править]

В Викиданных есть лексема парусник (L140983).

Морфологические и синтаксические свойстваправить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. па́русник па́русники
Р. па́русника па́русников
Д. па́руснику па́русникам
В. па́русника па́русников
Тв. па́русником па́русниками
Пр. па́руснике па́русниках

па́-рус-ник

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -парус-; суффикс: -ник [].

Семантические свойстваправить

Значениеправить

  1. устар. моряк, плавающий на парусном судне ◆ Адмирал Гильд неплохой парусник, благородный человек. Но современных кораблей он не знает. А. С. Новиков-Прибой, «Капитан первого ранга», 1936–1944 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )
  2. спортсмен, занимающийся парусным спортом ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Гипонимыправить

Этимологияправить

Происходит от существительного парус, далее от др.-русск. парусъ (Пов. врем. лет под 907 г.), далее из неустановленной формы. Обычно считают заимств. из греч. φᾶρος, атт. φάρος — то же. Этому противоречит то обстоятельство, что др.-греч. слово в древности было поэтическим и позднее не встречается в греч. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Типы парусных яхт

Все парусные лодки можно разделить на несколько типов по трем основным параметрам: количество корпусов, принцип сохранения остойчивости (способность судна сохранять или быстро возвращаться в равновесие), парусное вооружение.

По количеству корпусов лодки могут быть:

  • монокорпусные (однокорпусные); 
  • с двумя и больше корпусами (катамараны, тримараны). 

Многокорпусные лодки быстрее однокорпусных. Кроме того, до определенного угла крена они гораздо остойчивее, но потом опрокидывание становится неизбежным, а его последствия существенно значительнее. 

По методу сохранения остойчивости все однокорпусные лодки можно поделить на: 

  •  швертботы 
  • килевые яхты
  • компромиссы

Килевые яхты

Имеют фальшкиль (тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль для обеспечения остойчивости). Максимум, что удастся сделать с килевой лодкой, — положить её парусами на воду. Затем она обязательно вернется в исходное состояние. 

Швертботы

Имеют только лёгкий подъёмный плавник. Его основная задача — гидродинамическая. Остойчивость швертбота поддерживается путем перемещения веса экипажа. Как следствие, перевернуть такую яхту не представляет большого труда.

Компромисс

В этом случае дополнительный балласт размещается внутри корпуса, а увеличению остойчивости способствует тяжёлый шверт. Перевернуть компромисс значительно труднее, чем обычный швертбот, но от полного переворота он не застрахован.

Парусное вооружение — совокупность элементов оснастки парусного судна: парусов, рангоута и такелажа. Наиболее распространенные типы: 

  • «бермудский шлюп» (крейсерские, круизные яхты); 
  • однопарусный «кэт» особенно популярен среди швертботов-одиночек («Зум 8», «Лазер», «Финн»).

Самая сильная армия на море 17 века

Если в начале века флот победителя Великой Испанской Армады считался сильнейшим, то в дальнейшем боеспособность Британского флота катастрофически падала. А неудачи в боях с испанцами и французами, позорный захват 27 английских кораблей марокканскими пиратами окончательно уронили престиж британского могущества.

В это время флот Нидерландов выходит на ведущие позиции. Лишь поэтому стремительно богатеющий сосед подвиг Британию наращивать по-новой свой флот. К середине века флотилия насчитывала до 40 боевых кораблей, из них шесть – 100-пушечных. А после Революции наращивалась боевая мощь на море вплоть до Реставрации. После некоторого периода затишья к концу века Британия вновь позиционировала своё могущество на море.

С начала 17 века флотилии европейских стран начали оснащаться линейными кораблями, количество которых определяло боевую силу. Первым линейным 3х-палубным принято считать 55-пушечный корабль HMS «Prince Royal» 1610 года. Следующий 3х-палубный HMS «Sovereign of the Seas» приобрёл параметры серийного прототипа:

  • Пропорции 127х46 футов;
  • Осадка – 20 футов;
  • Водоизмещение 1520 тонн;
  • Общее число пушек 126 на 3-х артиллер.палубах.

Размещение пушек: 30 на нижней палубе, 30 на средней, 26 с меньшим калибром на верхней, 14 под полубаком, 12 под полуютом. Вдобавок в надстройках множество амбразур для ружей оставшейся на борту команды.

После трёх войн Англии и Голландии между собой, они объединились в союз против Франции. Англо-голландский союз смог уничтожить к 1697 г. 1300 французских корабельных единиц. И в начале следующего века, ведомый Британией, союз добился преимущества. А шантаж военно-морской силы Англии, ставшей Великобританией, стал определять исход битв.

Тактика ведения морских сражений

Предыдущие морские войны характеризовались неупорядоченной тактикой, велись стычки капитанов судов, не существовало схем и единого командования.

С 1618 британское Адмиралтейство ввело ранжирование своих военных кораблей

  • Ships Royal, 40…55 орудий.
  • Great Royals, около 40 пушек.
  • Middling Ships. 30…40 пушек.
  • Small Ships, включая фрегаты, менее 30 пушек.

Далее ранги пронумеровали. И позднее 1й-ранг насчитывал до 100 пушек, команду до 600 матросов; 6 ранг – десяток пушек и менее 50 матросов.

Британцы разработали тактику линейного боя. Согласно её правилам соблюдались

  1. Одноранговое построение в строй кильватерными колоннами;
  2. Выстраивание равносильной и равноскоростной колонны без разрывов;
  3. Единое командование.

Что должно обеспечивать успех в бою.

Тактика равнорангового построения исключала наличие слабых звеньев в колонне, флагманы вели авангард, центр, командование и замыкали арьегард. Единое командование подчинялось адмиралу, появилась чёткая система передачи команд и сигналов между кораблями.

Оружие

Системы военно-морского оружия развивались вслед за развитием наземного оружия. К ним относятся:

  • авианосцы,
  • нарезные орудия,
  • таран корпуса противника в использование основных механических снарядов,
  • стреляющие снаряды,
  • ракеты и дистанционно управляемые устройства,
  • минные заградители и тральщик,
  • гладкоствольные пушечные ядра,
  • вооруженные торпедами подводные лодки,
  • корабли, вооруженные управляемыми огневыми стредствами.

До тех пор, пока развитие паровой тяги не сочеталось с скорострельными орудиями с казенной частью, морские бои часто заканчивались схваткой между командами противников. С начала 20-го века произошло существенное развитие технологий, которые позволяют проецировать силы из военно-морской оперативной группы на сухопутный объект с использованием морской пехоты.

Количество корпусов.

Если ширина корпуса создает устойчивость, то почему бы не расширить его как можно больше? Об этом в своё время задумались конструкторы и стали проектировать широкие корпуса. Такие корпуса обладают высоким начальным моментом спрямления. Однако у них есть крупный недостаток. Такой корпус имеет высокое сопротивление трения о воду и плохую мореходность. Для решения этого конфликта были созданы многокорпусные яхты: катамараны (два корпуса) тримараны (три корпуса). Несмотря на то, что переворот многокорпусника, в отличии от переворота килевой яхты —  это фатальное событие, поставить его обратно, на «ровный киль», без посторонней помощи, невозможно, они весьма популярны. Дело в том, что целый ряд конструктивных мер свел риск переворота некоторых многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю.

Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, разнесенных на такое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.

Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких. Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на:

  • Однокорпусные
  • Многокорпусные (катамараны и тримараны)

Рис 4. Однокорпусная яхта, катамаран, тримаран.

Морские сражения и войны

Дуврское сражение 1659 года

Первая битва флотов за месяц до начала 1-й англо-голландской войны, формально давшая ей начало. Тромп с эскадрой из 40 кораблей отправился для сопровождения и защиты голландских транспортных судов от английских корсаров. Находясь в английских водах вблизи от эскадры из 12 кораблей под команд. адмирала Бёрна, голландские флагманы не пожелали салютовать английскому флагу. Когда подошёл Блэйк с эскадрой из 15 кораблей, англичане атаковали голландцев. Тромп прикрывал караван торговых судов, не решился ввязываться в долгое сражение, и уступил поле боя.

Плимутское сражение 1652 года

Состоялось в Первой англо-голландской войне. де Рюйтер принял на себя командование эскадрой из Зеландии из 31 воен. корабля и 6 брандеров в защите конвоя торгового каравана. Ему противостояли 38 воен. кораблей и 5 брандеров британских сил.

Голландцы при встрече разделили эскадру, часть английских кораблей стала их преследовать, разорвав строй и потеряв преимущество огневой мощи. Голландцы излюбленной тактикой стрельбы по мачтам и такелажу вывели из строя часть кораблей противника. Как итог, англичанам пришлось ретироваться и отправиться в порты на ремонт, а караван благополучно ушёл в Кале.

Ньюпортские сражения 1652 и 1653 годов

Если в сражении 1652 г. Рюйтер и де-Витт, соединив 2 эскадры из 64 кораблей в единую – авангард Рюйтер и центр де-Витт – эскадру, дали равный бой 68 кораблям Блэка. То в 1653 г. эскадра Тромпа, имевшего 98 кораблей и 6 брандеров против 100 кораблей и 5 брандеров английских адмиралов Монка и Дина, при попытке напасть на главные силы англичан была изрядно разрушена. Рюйтер, авангардом ринувшись по ветру, обрушился на англ. авангард адмирала Лаусона, его энергично поддержал и Тромп; но адмирал Дин успел прийти на выручку. А затем ветер спал, началась артиллерийская перестрелка до темноты, когда голландцы, обнаружив недостаток снарядов, вынуждены были скорее уходить в свои порты. Сражение показало преимущество снаряжения и вооружения английских кораблей.

Портлендское сражение 1653 года

Битва Первой англо-голландской войны. Конвой под команд. адмирала М.Тромпа из 80 кораблей сопровождал в проливе Ла-Манш возвращавшийся гружёный колониальным товаром караван из 250 торговых судов. Встретившись с флотом из 70 кораблей англичан под команд. адмирала Р. Блейка, Тромп вынужденно вступил в бой.

Два дня боёв перемена ветра не позволяла выстроить в строй группы кораблей; голландцы, скованные обороной транспортных судов, несли потери. И всё-же ночью голландцы смогли прорваться и уйти, в итоге потеряв 9 военных и 40 торговых кораблей, а англичане 4 корабля.

Битва при Текселе 1673 года

Победа де Рюйтера с адмиралами Банкертом и Тромпом над англо-французским флотом при Текселе в третьей англо-голландской войне. Этот период отмечен оккупацией Нидерландов войсками Франции. Цель была отбить торговый караван. 92 кораблям и 30 брандерам союзников противостоял голландский флот из 75 кораблей и 30 брандеров.

Авангард Рюйтера сумел отделить авангард французов от эскадры англичан. Маневр удался и, ввиду разобщённости союзников, французы предпочли сохранить флотилию, а голландцам удалось смять центр англичан в многочасовой жестокой схватке. И в итоге, вытеснивший французов, Банкерт пришёл на подкрепление центра голландцев. Англичане так и не смогли высадить десант и понесли большие потери в живой силе.

Эти войны передовых морских держав определили значимость тактик, построений и огневой мощи в развитии военно-морского флота и искусства ведения сражений. На опыте этих войн выработались классы деления на ранги кораблей, проверена оптимальная комплектация линейного парусного корабля, количество вооружения. Тактика единоборства кораблей противников преобразовалась в боевой строй кильватерной колонны со слаженным ведением огня артиллерии, с быстрым перестроением и единым командованием. Абордажный бой уходил в прошлое, а сила на море влияла на успех на суше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector