Пилотажная группа стрижи

На чем летают «Стрижи»?

Пилотажная группа, впоследствии названная «Стрижами», первая в Советском Союзе стала использовать истребители МиГ-29, считающиеся одними из лучших военных самолетов. Сверхзвуковой реактивный истребитель, отличающийся своей легкостью и маневренностью, разрабатывался в конструкторском бюро Микояна с начала семидесятых годов двадцатого века. К середине десятилетия был создан первоначальный эскиз будущего истребителя. Помимо своих летных характеристик, новый самолет должен был обладать современным вооружением и прицельной техникой, одинаково соответствующей требованиям ближнего и дальнего воздушного боя.

Первые испытания МиГ-29 состоялись в 1977 году. Выдержав серию испытательных полетов, самолет был запущен в производство в начале восьмидесятых годов. В настоящее время истребитель выпускается в двух вариантах – одноместном и двухместном (учебно-боевая модель). На сегодняшний день выпущено около полторы тысячи машин данной модели.

Предпосылки создания группы

Пилотажная группа «Стрижи» является частью 234-го полка 16-й воздушной армии, который был сформирован на заре 1950-х годов. Полк предназначался главным образом для участия в воздушных парадах, проводившихся в столице. Базой стал подмосковный аэродром Кубинка, где с середины прошлого века проводились регулярные показы пилотажного искусства для курсантов авиационных училищ, членов правительства и представителей различных дипломатических миссий.

Также пилоты авиационного полка участвовали в эскортировании самолетов глав зарубежных государств, прилетавших в СССР с официальными визитами и самолетов с первыми советскими космонавтами. В 1983 году летчики полка начали осваивать новую модель истребителей четвертого поколения.

На крыло «Стрижи» стали 6 мая 91-го на авиационном показе. Их крестным, можно сказать, отцом стал легендарный истребитель Второй мировой Иван Кожедуб.

Группа «Стрижи» отмечает сегодня свое двадцатилетие. На крыло они стали 6 мая 91-го на авиационном показе. Их крестным, можно сказать, отцом стал легендарный истребитель Второй мировой Иван Кожедуб, который вручил им первые награды.

Корреспондент НТВ Евгений Голованов наблюдает за полетами в Кубинке.

У них, как у настоящих асов, даже в свой день рождения «первым делом  самолеты». 20-летний юбилей летчики пилотажной группы «Стрижи» встречают не за праздничным столом, а за штурвалами своих МиГ-29. О каком застолье может идти речь, если они следят за фигурами, фигурами высшего пилотажа.

Таких фигур в арсенале «Стрижей» несколько десятков, и все  с говорящими названиями: «Пирамида», «Молот», «Конверт», «Стрела», «Крест». Но сегодня пилоты решили показать не только их, но и новые элементы. Впервые самолеты не просто идут боевым порядком, а перестраиваются, меняются местами. А ведь расстояние между ними всего несколько метров, да и скорость больше тысячи километров в час. Перегрузки для пилота вообще запредельные.

Сергей Васильев, в 20012005 гг.   старший летчик пилотажной группы «Стрижи»: «Сложность как раз в перегрузках. Именно в том, что при испытывании перегрузок в полете летчик ощущает физические усилия. Ему тяжело ручку и руль двигать, то есть руку не поднимешь, потому что она очень тяжелая  в пять, в семь, в девять раз тяжелее, чем в нормальном состоянии».

Вообще освоение группового пилотажа на истребителях МиГ-29 началось еще в 80-х годах прошлого века. Но официально датой рождения пилотажной группы «Стрижи» считается именно 6 мая 1991 года. Тогда группа впервые выступила, что называется, на публике, на самолетах со своей фирменной оригинальной раскраской. Изначально она была бело-голубых тонов, а спустя несколько лет их раскрасили в цвета российского триколора.

По всем законам военного искусства, это демаскирующая расцветка. Но у «Стрижей» искусство несколько иного плана. Их задача  поражать не объекты противника, а сердца зрителей. Правда, цвет фюзеляжа  это единственное, что отличает эти МиГи от настоящих фронтовых истребителей. Хоть сейчас заряжай и  в бой. Причем наши летчики  единственные в мире, кто выполняет фигуры высшего пилотажа на самолетах серийного производства.

Также на фронтовых истребителях, только намного тяжелее  Су-27, летают и коллеги-соратники «Стрижей», «Русские Витязи». К слову сказать, они сами буквально месяц назад отметили свой 20-летний юбилей и сегодня участвуют в авиашоу. Только знаменитый «большой ромб», или, как его еще называют, «большую девятку», сегодня показать помешала погода: ветер и низкая облачность.

Посетитель авиашоу: «Я считаю, что „Стрижи“ и „Витязи“  самые лучшие. „Стрижи“ особенно, потому что самолет весит очень много, 27 тонн, это очень тяжело. Американские „Голубые ангелы“ намного легче. А чем легче самолет, тем легче выполнять все. То, что показывают „Витязи“ и „Стрижи“, не может повторить никто».

За всем происходящим в небе с земли наблюдают тысячи зрителей. Многие приехали в Кубинку целыми семьями. Когда мимо с ревом пролетают истребители, дети прикрывают уши, а особо впечатлительные женщины  глаза.

Посетительница авиашоу: «Очень здорово. На самом деле, гордость испытываешь за то, что делают ребята. Молодцы!»

После того как «Стрижи» отлетают, спустятся с небес на землю и пообщаются с гостями праздника, на летном поле начнется мотошоу, а затем рок-концерт. Как обещают организаторы, на сцену выйдут и споют не только известные рок-музыканты, но и сами юбиляры  пилоты-стрижи. Что называется, с корабля (точнее, с самолета)  на бал.

Новости СМИ2

Наследники героев

Свою родословную пилотажная группа «Стрижи» ведет от настоящих храбрецов – советских асов, схлестнувшихся с немецкими «Кондорами» и итальянскими «Фалько» в небе Испании в ходе гражданской войны. Позже, уже в годы Великой Отечественной войны, из этих пилотов сформировали особый 19-й истребительный краснознаменный авиаполк – единственный в ВВС Красной Армии, занимавшийся «свободной охотой». Мы уже рассматривали героическую историю полка в годы войны, а более четырехсот сбитых полком немецких самолетов, наглядное тому подтверждение.

Фронтовой, «пилотажный», как его прозвали за высокое личное мастерство каждого летчика-истребителя, полк был переформирован в 176-й Проскуровский ГВИАП. Он находился в составе ВВС СССР до 1960 года, когда в ходе изменения штатной структуры ВВС, был расформирован вместе со всей 98-й ИАД. Однако история славного полка на этом не закончилась. По ходатайству трижды Героя Советского Союза легендарного летчика-истребителя И.Н. Кожедуба в 1966 году регалии полка были переданы в Кубинку, в 234 ГВИАП, который стал наследником фронтовых пилотажников-охотников.

Появление «Стрижей»

Пилотажная группа «Стрижи» существует с шестого мая 1991 года. Эта дата фигурирует в приказе о создании группы. Тогда же появилась уникальная раскраска самолетов. Первоначальный ее вариант был таков: фюзеляжи белого цвета, сочетавшиеся с килями, окрашенными в ярко-синий. На боках машин красовались синие молнии. На воздухозаборниках были нарисованы черные стрижи.

В 2003-м году все самолеты пилотажной группы «Стрижи» подверглись плановому ремонту, после которого техника обрела новый окрас: красно-белый корпус с синими стрижами на верхней и нижней части. Таким образом, техника стала носить на себе цвета Российского флага. На килях истребителей появились буквы «МиГ». Пилотажная группа «Стрижи» впервые продемонстрировала свою программу зарубежной публике во Франции, на праздновании 50-летия летной эскадрильи «Нормандия-Неман». С тех пор группа регулярно показывает мастерство высококлассного пилотирования на всевозможных российских и зарубежных мероприятиях.

История создания пилотажной группы Стрижи

Зародились Стрижи в далеком 1991 году на 237 базе российского гвардейского авиаполка, названного в честь Проскуровского. В данную пилотажную группу вошли самые лучшие и смелые летчики одной малоизвестной авиабазы под названием Кубинка, расположенной под Москвой. Управляют они не без известными самолетами типа МиГ-29.

Практически в начале существования пилотажной группы, ее определили в качестве эскорта к самолетам известных политиков и серьезных иностранных дипломатов. Кроме них, летчики занимались эскортом самолетов, в которых находились и первые советские космонавты. В общем то, Стрижи имели достаточно большой послужной список, который с годами лишь расширялся. В следствие чего они и имеют большую популярность на сегодняшний день.

На сегодняшний день пилотажная группа Стрижи почетно находится в составе одного из крупнейших центров, специализирующихся на показе различной авиационной техники. Годами они оттачивали свой опыт полетов и на сегодняшний день с легкостью делают одиночный и даже групповой пилотаж любой сложности. А это под силу далеко не всем пилотам.

Стоит отметить, что летчики, служившие на 237 базе, первыми взялись за освоение, в то время новейших самолетов МиГ-29. Было это в 1983 году. А уже спустя 7 лет, в 1990 году они взялись за выполнение сложнейших пилотажных комплексов. В частности, именно они стали овладевать всеми особенностями пилотажа из 6 самолетов, находясь в плотном строю. Дистанция между ними не превышала трех метров, при этом они выполняли просто невообразимые комплексы фигур.

Совместные полеты Стрижей с Русскими Витязями

Немало важным этапом карьеры Стрижей были и являются их полеты с иной пилотажной группой – Русскими Витязями. Первые полеты с совместным составом были совершены еще до начала двадцатого века. Однако уже с 2002 года обе пилотажные группы набрались большого опыта совместных полетов. И в настоящее время они выступают просто с первоклассными программами, поражая своим мастерством абсолютно всех.

И сегодня, они выступают большим составом с общими программами, в которых одновременно принимает участие до десятка различных самолетов. И если вы не видали еще их выступлений, то однозначно рекомендую посетить их совместный вылет. Массу хороших впечатлений вы однозначно получите.

Совместные полёты с «Русскими Витязями»

«Стрижи» и «Русские Витязи» проводили совместные полёты ещё с конца XX века, такие тренировки были продолжены с осени 2002 года в разных пилотажных порядках восемью, девятью и десятью самолётами, и, накопив большой опыт, в настоящее время выступают с большой совместной программой.

15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка, впервые состоялся публичный совместный пилотаж «Стрижей» с «Русскими Витязями», 12 июня они одним строем прошли над Красной площадью в честь Дня России, а в августе лётчики двух групп выступили на авиасалоне МАКС-2003 в Жуковском.

На открытии нового Международного Фестиваля Пилотажных Групп в Жуковском в августе 2004 года «Стрижи» и «Русские Витязи» впервые на широкой публике в присутствии многочисленных иностранных делегаций представили свою новую программу «большого ромба» из девяти самолётов, включающей в себя фигуры высшего пилотажа в совместном строю МиГ-29 и Су-27, и работу групп после роспуска.

Где обитает стриж?

Фото: Птица стриж

Стрижи обитают на всех континентах, кроме Антарктиды, но не на крайнем севере, в крупных пустынях или на океанических островах. Обыкновенных стрижей (Apus apus) можно найти практически в любом регионе от Западной Европы до Восточной Азии и от северной Скандинавии и Сибири до Северной Африки, Гималаев и центрального Китая. Они обитают по всему этому ареалу в течение сезона размножения, а после мигрируют на зимние месяцы в южной части Африки, от Заира и Танзании на юг до Зимбабве и Мозамбика. Летний диапазон распространения простирается от Португалии и Ирландии на западе до Китая и Сибири на востоке.

Они размножаются в таких странах как:

  • Португалия;
  • Испания;
  • Ирландия;
  • Англия;
  • Марокко;
  • Алжир;
  • Израиль;
  • Ливан;
  • Бельгия;
  • Грузия;
  • Сирия;
  • Турция;
  • Россия;
  • Норвегия;
  • Армения;
  • Финляндия;
  • Украина;
  • Франция;
  • Германия и др. европейские страны.

Обычные стрижи не размножаются на Индийском субконтиненте. Большая часть гнездящейся среды обитания расположена в умеренных зонах, где есть подходящие деревья для гнездования и достаточно открытых пространств, в которых можно собирать пищу. Однако среда обитания стрижей на несколько месяцев после миграции в Африку становится тропической. Эти птицы предпочитают участки с деревьев или зданиями с открытыми пространствами, так как имеют возможность использовать вертикальные поверхности , такие как каменные стены и трубы благодаря уникальной физической адаптации.

Лётный состав группы

Майор Д. А. Рыжеволов Подполковник Д. С. Зубков Полковник С. И. Осяйкин
  • Рыжеволов Дмитрий Алексеевич. Заместитель командира авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи»,майор, правый ведомый.
  • Зубков Дмитрий Сергеевич. Начальник службы безопасности полётов ЦПАТ, подполковник, левый ведомый.
  • Осяйкин Сергей Иванович, полковник, ведущий. Заместитель командира ЦПАТ по летной подготовке, Заслуженный военный лётчик России.
  • Кузнецов Денис Анатольевич. Командир авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», подполковник, хвостовой ведомый.
  • Синькевич Сергей Александрович. Командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», майор, крайний правый ведомый.
  • Дудников Василий Владимирович. Командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», майор, крайний левый ведомый

Внешний вид и особенности

Фото: Стриж в полете

Стрижи имеют длину от 16 до 17 см и размах крыльев от 42 до 48 см, в зависимости от возраста экземпляра. Они черно-коричневые, за исключением подбородка и горла, которые могут быть от белого до кремового цвета. Кроме этого, верхняя часть летных перьев бледно-коричнево-черная по сравнению с остальной частью тела. Стрижей можно также отличить по умеренно раздвоенным хвостовым перьям, узким серповидным крыльям и по пронзительным кричащим звукам. Их очень часто ошибочно принимают за ласточек. Стриж крупнее, имеет совершенно иную форму крыла и диагональ полета, чем ласточки.

Все виды в семействе Apodidae (стрижиных) обладают уникальными морфологическими характеристиками, боковой «хватательной лапкой», в которой пальцы ноги один и два противостоят пальцам три и четыре. Это позволяет обычным стрижкам закрепляться на таких областях, как каменные стены, дымоходы и другие вертикальные поверхности, которые недоступны для другим птиц. Самцы и самки выглядят одинаково.

Видео: Стриж

У особей не наблюдается никаких сезонных или географических изменений. Тем не менее, можно отличить молодых птенцов от взрослых по незначительной разнице в насыщенности и однородности окраски, так как несовершеннолетние обычно имеют более черный цвет, а также на лбу перья с белой бахромой и белое пятно под клювом. Эти различия лучше всего наблюдается на близком расстоянии. У них короткий раздвоенный хвост и очень длинные опущенные крылья, напоминающие полумесяц.

Стрижи производят громкий крик в двух разных тонах, самый высокий из которых исходит от самок. Они часто образуют «кричащие вечеринки» летними вечерами, когда 10-20 особей собираются в полете вокруг места их гнездования. Большие кричащие группы формируются на больших высотах, особенно в конце сезона размножения. Цель этих вечеринок неясна.

Особенности полетов

Пилотажная группа «Стрижи» включает в свои выступления разнообразные фигуры, выполняемые как сольно, так и двумя самолетами одновременно. В репертуаре содержится также множество элементов, исполняемых всей группой. Самолеты группы способны осуществлять такие пилотажные порядки как «молот», «звезда», «стрела», «крест» и другие. Часто проходят совместные полеты пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи». Так, на авиашоу в 2007 году девятью пилотами этих групп была выполнена «бочка» в пилотажном порядке «Большой бриллиант». Эта фигура была произведена впервые составом, состоящем из разных моделей самолетов.

Основной состав пилотажной группы «Стрижи» состоит из шести летчиков под командованием полковника военно-воздушных сил Осяйкина Сергея Ивановича. Командир группы во время полетов выполняет функцию ведущего. Все участники пилотажной группы «Стрижи» имеют квалификацию летчиков первого класса.

О полетах «Стрижей» слагают песни. Существуют разнообразные коллекционные модели самолетов пилотажной группы в уменьшенном виде. А человек, хоть раз видевший воздушное выступление этих асов, вряд ли сможет забыть впечатления от их незабываемых полетов, ведь в группу входят самые лучшие летчики страны.

Аварии пилотажной группы

Но, несмотря на весь профессионализм этих летчиков, полностью избежать аварии все же не удалось. За все 24 года существования пилотажной группы было зафиксировано всего две аварии. К счастью, в обоих из них ни один летчик из состава не пострадал.

Первая случилась в 2006 году – самолет российской пилотажной группы практически сразу после взлета упал на землю. Весь экипаж успешно катапультировался, что, в дальнейшем и спасло их жизни. Согласно имеющимся данным, в аэропорту, где случилась катастрофа, самолет совершал дозаправку. Однако практически сразу после взлета в два двигателя случайно залетели птицы, что и стало причиной ужасной аварии.

Второй инцидент произошел чуть позже – в 2009 году. Во время совместного полета с известным составом пилотажной группой под названием Русские Витязи случилась катастрофа двух самолетов СУ-27, принадлежавших товарищеской группе. Однако ни самолеты, ни летчики пилотажной группы Стрижи среди пострадавших замечены не были.
Больше, за всю историю существования пилотажной группы, никаких серьезных происшествий не происходило. Российские летчики, однозначно, знают свое дело и выполняют его по высшему классу. За что и получают постоянно заслуженные награды.


Автор статьи:

Никифоров Владислав

«Гасить звуковую волну»

ЦАГИ продемонстрировал макет своего СГС на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2019 в Жуковском. В натуральную величину длина «Стрижа» составит 38 м. Самолёт должен развивать скорость в 1,8 Маха (примерно 1,9—2,2 тыс. км/ч) и обладать дальностью полёта 6—8 тыс. км. Машина сможет вместить двух лётчиков и шестерых пассажиров.

В интервью RT на полях авиакосмического салона ведущий инженер ЦАГИ комплекса «Прочность» Данил Фомин заявил, что проект СГС будет реализован в виде бизнес-джета. Прежде всего, такой самолёт подойдёт для рейсов через Атлантику или на другой континент. Он сможет летать в два раза быстрее современных дозвуковых машин.

«Стриж» получит оригинальную аэродинамическую схему с удлинённым носовым отсеком, V-образной формой крыла и раскинутыми килями. Два двигателя и воздухозаборники помещены в хвостовой верхней части самолёта. Такая конструкция призвана уменьшить шумность на взлётно-посадочных режимах и нивелировать эффект звукового удара, который человеческим ухом воспринимается как хлопок.

  • РИА Новости

«Необычная форма позволяет гасить звуковую волну за счёт эффекта интерференции, когда одна волна накладывается на другую. Правда, подобная компоновка ухудшает путевую устойчивость. Но современные системы управления становятся более чувствительными, и этот недостаток серьёзной роли играть не будет», — пояснил Фомин.

Как сообщил инженер, ЦАГИ проработал конструкцию носовой части «Стрижа». Она представляет собой многосвязный силовой каркас, состоящий из пересекающихся друг с другом элементов. Нос бизнес-джета решено сделать полым, что позволит облегчить самолёт.

«Мы уже провели серию прочностных экспериментов: брали отсек (носовой части. — RT) и перебивали один из элементов. В результате потоки усилий уходили через соседние клетки. По сравнению с алюминиевым аналогом наша конструкция в полтора раза жёстче и легче на 5—7%», — подчеркнул Фомин.

Лайнер нового поколения

Идею создания сверхзвукового гражданского лайнера высказал президент РФ Владимир Путин в январе 2018 года во время посещения Казанского авиационного завода, на котором производятся модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160, способные проводить полёты на максимальной скорости свыше 2 чисел Маха.

На сегодняшний день в России ведутся работы по нескольким типам СГС. ПАО «Туполев» совместно с другими ведущими отечественными предприятиями, включая ЦАГИ, создаёт самолёт вместимостью порядка 30 пассажиров. Взлётная масса лайнера составит 70 тонн, скорость — 1,4—1,8 Маха.

В сентябре 2018 года заместитель генерального директора по проектированию ПАО «Туполев» Валерий Солозобов сообщил, что в своих научных изысканиях по теме СГС конструкторы компании опираются на опыт разработки военных машин с крылом фиксированной и изменяемой геометрии — Ту-160 и дальнего бомбардировщика Ту-22.

При этом, как утверждает Солозобов, цена СГС будет чуть выше дозвукового узкофюзеляжного двухдвигательного самолёта Ту-214. Об этом свидетельствуют предварительные результаты стоимостного проектирования, которое провели в ПАО «Туполев».

Также по теме


«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ

Осенью 2020 года в России начнутся лётные испытания гибридного авиационного двигателя. Об этом RT сообщил начальник отдела…

В сентябре прошлого года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в интервью газете «Ведомости» сообщил, что ведомство намерено поддержать проект компактного сверхзвукового джета на 16—19 мест. Он рассказал, что на исследования по вопросу создания СГС в 2017—2019 годах было направлено 1,4 млрд рублей.

«Инженерными центрами и предприятиями ОАК совместно с ЦАГИ и другими отраслевыми институтами создаётся концепция гражданского сверхзвукового лайнера нового поколения, в частности для деловой авиации», — пояснил Мантуров.

В середине апреля 2020 года Минпромторг объявил тендер на формирование концепции сверхзвуковой гражданской машины под шифром СГС-Т1. Работы должны завершиться к 15 декабря 2021 года. Разработчик получит 213 млн в 2020 году и почти 505 млн в 2021 году. Ожидается, что эти деньги позволят нивелировать дефицит знаний и технологий в сфере гражданского сверхзвука.

«Имеющийся научно-технический задел в интересах создания СГС недостаточен, что не позволяет начать опытно-конструкторские работы по созданию СГС нового поколения. Значительный технический риск, а также отсутствие норм по допустимому уровню звукового удара и шума в районе аэропорта требуют развития, численной и экспериментальной отработки новых технических решений и технологий», — говорится в тендерной документации.

Начало полетов группы Стрижи

Начиная с 1988 года, два самолета МиГ-29 посещали авиасалоны различных государств, проводя свои демонстрации. В то же время, когда встал вопрос о мировой известности летчиков, они начали заботиться о создании конкретного, яркого и не менее запоминающегося имиджа.

Именно в тот период они и придумали тот окрас, который мы можем увидеть сегодня. За основу летчики взяли белые фюзеляжи. Вдоль бортов самолетов расположили синие молнии, а на воздухозаборниках под наплывами появились черные стрижи на красном фоне. Именно исходя из этого, пилотажная группа и получила свое название. Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда летчики выступили в полной своей раскраске, показав поистине высший пилотаж.

За последующие два года полетов, пилотажная группа дала более 50 различных выступлений. В них входили, как наши российские праздники и мероприятия, так и зарубежные. Чуть позже ребята приняли участие в известном авиасалоне МАКС-93. После чего отправились в Малайзию, где и были удостоены почетной наградой, как лучшая пилотажная группа мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector